Памятка по организации публичных сетей Wi-Fi для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Эта статья поможет разобраться, чем стоит руководствоваться, чтобы деятельность по организации публичной сети Wi-Fi не повлекла за собой нарушение действующего законодательства и привлечение к административной или уголовной ответственности.

В первом блоке рассмотрены требования, которые предъявляются ко всем публичным Wi-Fi сетям; второй описывает особенности публичных сетей Wi-Fi, доступных для детей; в третьем описаны требования для общедоступных сетей Wi-Fi, которые организованы в образовательных учреждениях.

Требования, которым должна соответствовать любая публичная сеть Wi-Fi

Наличие идентификации пользователя и его оборудования.

ПП РФ от 31.07.2014 № 758 «О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» ввело требование по обязательной идентификации пользователей (ФИО) и их оборудования, подключаемого к Wi-Fi сети (MAC-адрес).

В настоящее время возможны следующие способы идентификации WiFi:

По документу, удостоверяющему личность;

  • паспорт гражданина Российской Федерации (внутренний);
  • паспорт гражданина Российской Федерации (заграничный);
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт;
  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации;
  • удостоверение личности моряка;
  • разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства;
  • вид на жительство, выдаваемый лицу без гражданства;
  • удостоверение беженца;
  • проездной документ, выдаваемый лицу, признанному в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцем.

По номеру телефона (SMS/Flash/Voice/Call);

При помощи аккаунта на Едином портале госуслуг (www.gosuslugi.ru).

Обратите внимание та то, что идентификация Wi-Fi через социальные сети не предусмотрена действующим законодательством, это объясняется тем, что при регистрации в социальных сетях отсутствуют способы, которые позволяют однозначно идентифицировать (ФИО) пользователя.

Как правило, услуга по идентификации пользователей в публичной сети Wi-Fi может предоставляться в рамках договора об оказании телематических услуг связи самим провайдером, однако, услуга по идентификации Wi-Fi может предоставляться сторонними организациями.

Отсутствие со стороны абонента процедуры идентификации пользователя в общедоступной Wi-Fi сети, является нарушением условий договора об оказании телематических услуг связи и может привести к расторжению оператором связи договора об оказании услуг по доступу к сети «Интернет» из-за нарушения его положений.

Ограничение доступа к запрещенной информации

Такое ограничение должно осуществляться всеми операторами связи (интернет-провайдерами) в порядке, предусмотренном ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: после внесения такого интернет-ресурса в Единый реестр. Как правило, операторы связи автоматически получают сведения из Единого реестра и ограничивают доступ к запрещенным ресурсам в своей сети.

Таковой информацией является, включенная в Единый реестр на основании решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, которые приняты в соответствии с их компетенцией в порядке, который установлен Правительством РФ, в отношении распространяемых по сети "Интернет":

  • материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
  • информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
  • информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
  • информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
  • информация, нарушающая требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;
  • вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ограничение доступа к информации, которая внесена в Единый реестр осуществляется интернет-провайдером предоставляющим услугу по доступу к сети «Интернет». Способы ограничения доступа к запрещенным ресурсам оператор связи выбирает самостоятельно

Действия абонента по настройке оборудования публичной Wi-Fi точки (к примеру использование публичных DNS-серверов, прокси-серверов), могут привести к отсутствию ограничения доступа к информации, распространение которой на территории РФ запрещено.

Ответственность за неограничение доступа к запрещенной информации предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что также может привести к расторжению договора об оказании услуг по доступу к сети «Интернет» и предъявления со стороны оператора связи исковых требований по возмещению причиненного ущерба.

Требования к публичным Wi-Fi сетям, организованных в местах, доступных для детей (лиц младше 18 лет)

Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к запрещенной информации относит, в частности, информацию, обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия или жестокости; способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства; отрицающую семейные ценности; содержащую нецензурную брань; носящую порнографический характер и т.д. (ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ).

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  • оправдывающая противоправное поведение;
  • содержащая нецензурную брань;
  • содержащая информацию порнографического характера;
  • о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

  • представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  • вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  • представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  • содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может относится информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

  • кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
  • ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
  • не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, для детей, достигших возраста шести лет, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

  • эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
  • изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
  • не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

  • изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
  • изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
  • информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
  • отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
  • не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Обратите внимание та то, что данная информация может не входить в Единый реестр и соответственно не «отфильтровываться» программно-техническими средствами оператора связи.

В данном случае следует применять системы контента фильтрации (далее – СКФ), которые предлагают сторонние организации.

Места, доступные для детей, – общественные места, доступ ребенка и нахождение ребенка в которых не запрещеныв том числе общественные места, где ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции (ч. 10 ст. 2 Федерального закона № 436-ФЗ).

В соответствии требованиями ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 436-ФЗ организация доступа к сети «Интернет» в местах, доступных для детей, возможна только при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Неприменение таких мер влечет административную ответственность для организатора публичного доступа, в том числе для лица организовавшего публичную Wi-Fi сеть, по ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ и наложение штрафа на ИП в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В публичном доступе есть множество методических материалов и рекомендаций организации указанной работы. Ключевые из них:

  • Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» (с методическими рекомендациями Минобрнауки и рекомендациями Минкомсвязи);
  • Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

На основе этих документов Вы можете самостоятельно разработать и внедрить необходимые меры по защите детей от информации, которая может причинить вред.

Основные меры по защите детей от информации, которая может принести вред их здоровью и (или) развитию.

Административные меры

  • Назначение специального работника, который будет отвечать за применение административных и организационных мер для защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и (или) развитию, учитывающего специфику оборота информационной продукции, запрещенной для детей.
  • Осуществление внутреннего контроля за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, соответствием применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, локальным актам, и предусматривающего: 1) Рассмотрение в течение десяти рабочих дней, обращений, жалоб или претензий о нарушениях законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и направление мотивированного ответа о результатах рассмотрения таких обращений, жалоб или претензий;? 2)Установление в течение десяти рабочих дней со дня получения обращений, жалоб или претензий о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, причин и условий возникновения такого доступа и принятие мер по их устранению

Организационные меры

  • Размещение на информационных стендах в местах, доступных для детей, а также доведение иными способами до третьих лиц сведений об изданных локальных актах в сфере защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и (или) развитию.

Технические и программно-аппаратные средства:

Средства для ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на ресурсах в сети Интернет (в частности, применение средств контентной фильтрации).

Требования к публичным Wi-Fi сетям, организованным в образовательных учреждениях

Wi-Fi сеть на территории образовательного учреждения без доступа детей

Необходимо соблюдение всех общеобязательных требований, а также применение мер к ограничению доступа к информации, которая не соответствует образовательным целям.

Wi-Fi сеть на территории образовательного учреждения с доступом детей

Необходимо соблюдение всех вышеперечисленных требований: общеобязательных; требований к сетям Wi-Fi в местах, доступных для детей; а также требований, предъявляемых к сетям Wi-Fi в образовательных учреждениях без доступа детей. Требуется применение СКФ.

Сотрудничество

Мы более пяти лет оказываем услуги идентификации пользователей в публичных сетях Wi-Fi в соответствии с действующим законодательством РФ, за это время нам удалось обезопасить от административной и уголовной ответственности множество ИП и юридических лиц.

Наша компания обладает всеми необходимыми правами на предоставление телематических услуг связи на территории Российской Федерации.

Услуги

Если у Вас есть вопросы по поводу сотрудничества, пожалуйста, свяжитесь с нами любым удобным способом.

Теги

закон wifi, закон авторизации wifi, общественный wifi закон, закон +о wifi +в общественных местах, идентификация wifi закон, публичный wifi закон, идентификация пользователей wifi закон, закон +об авторизации пользователей wifi


Смотрите также: